Транспортное моделирование продления набережной Макарова

В проекте Генерального плана Санкт-Петербурга заложено соединение двух частей набережной Макарова – речь идёт об участке между мостом Бетанкура и 2–3 линиями Васильевского острова. Однако жители выступают против строительства дороги и предлагают благоустроить в этом месте зелёную зону.

Мы провели транспортное моделирование, чтобы выяснить, как продление набережной Макарова повлияет на транспортную ситуацию в городе и улучшит ли оно условия движения для автомобилистов.

Для моделирования мы использовали мультиагентную транспортную модель Санкт-Петербурга. Предположив, что новый участок дороги появится не раньше 2023 года, мы смоделировали два сценария: без участка набережной, и с учётом её продления. Оба сценария учитывают планируемое развитие улично-дорожной сети и территорий на 2023 год. Например, в модель заложена новая развязка с ЗСД на Васильевском острове и развитие намывных территорий.
Два сценария моделирования отличаются только отсутствием или наличием участка набережной Макарова. Таким образом, сравнивая их, мы увидим, как изменится движение в городе и на что повлияет новый участок.
Время в пути для автомобилистов

Среднее время в пути для автомобилистов не изменится, в обоих сценариях оно равно 35 минут 41 секунду.
Что такое среднее время в пути?
Среднее время в пути (или среднее время транспортной корреспонденции) считается для всех поездок всех автомобилистов за сутки: сумма длительности всех поездок делится на их количество.
Это важный показатель качества работы транспортной системы, который часто применяют для определения эффекта от того или иного мероприятия.
Заторы на улично-дорожной сети

При строительстве нового участка набережной Макарова в утренний час пик с 8 до 10 утра повышается спрос на съезд с ЗСД. В результате на самом съезде и на основном ходу ЗСД возникает затор, в котором пользователи ЗСД теряют от 6 (если едут по основному ходу) до 20 (если съезжают на набережной Макарова) минут. Стоит отметить, что в сценарии без продления наб. Макарова также есть затор на съезде с ЗСД, однако он не распространяется на основной ход, и пользователи теряют на съезде 7 минут.

Затор также образуется перед новым участком набережной Макарова с западной стороны. Он продолжается с 8 утра до 11:30, автомобилисты теряют до 12 минут. В сценарии без участка наб. Макарова затор тоже есть, но он меньше – здесь стоят только желающие заехать на мост Бетанкура, тогда как в сценарии с наб. Макарова в этот поток добавляются те, кто хочет проехать по набережной в прямом направлении к Тучкову мосту.
В вечерний час пик в обоих сценариях наблюдается затор на съезде с моста Бетанкура. Однако при строительстве нового участка дополнительно возникает затор и на наб. Макарова. Это происходит из-за того, что пользователи, которые хотят проехать по набережной со стороны Тучкова моста и заехать на ЗСД, упираются в одно узкое место со съезжающими с моста Бетанкура. Таким образом, пробка возникает уже не только на мосту, но и на самой набережной.

Визуально затор на заезд на ЗСД с набережной Макарова в сценарии с новым участком становится меньше, но по факту он перемещается на новый участок набережной.
Перераспределение потоков

Строительство даже небольшого нового участка дороги может повлиять на распределение транспортных потоков во всём городе.

На рисунках ниже представлено перераспределение потоков на основе сравнения двух сценариев моделирования. В одном случае участок набережной Макарова построен, в другом – нет. Оранжевым цветом показаны дороги, на которых при строительстве участка набережной стало ехать больше автомобилей, синим – меньше.

Основной транспортный поток, проезжающий по новому участку набережной, едет на или с ЗСД. Это приводит к увеличению интенсивности на съездах ЗСД на набережную Макарова. На самом ЗСД отмечается увеличение суточной интенсивности на уровне не более 1%, а в часы пик на некоторых участках ЗСД интенсивность снижается.

За счёт появления нового участка снижается суточная интенсивность движения на прилегающих участках Малого пр., Уральской ул. и наб. р. Смоленки. Также происходит перераспределение потоков с Выборгской, Пироговской и Свердловской набережных на Каменноостровский пр. и Троицкий мост. Эти изменения заметны в суточном выражении, однако, в часы пик все изменения, кроме увеличения интенсивности непосредственно на набережной Макарова, будут незначительными.
Таким образом, строительство нового участка набережной Макарова не повлияет на среднее время поездки на автомобиле для жителей Санкт-Петербурга.

В то же время новая дорога приведёт к образованию новых и увеличению уже имеющихся заторов на набережной Макарова и на съезде с ЗСД в утренние и вечерние часы пик. Это происходит из-за того, что более прямой путь на ЗСД по набережной Макарова неизбежно приведёт к увеличению спроса на этот маршрут. При этом ощутимой разгрузки альтернативных участков улично-дорожной сети не произойдёт.
Исследование подготовили:
сотрудники OTS Lab и аспиранты Университета ИТМО
Валентина Соловьева, Илья Левашев
Close
Мы готовы ответить на ваши вопросы
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности