Турбокольца в России польза или вред?
21 апреля 2023

В условиях постоянного увеличения интенсивности движения традиционные двух- и многополосные круговые развязки становятся менее эффективными и безопасными из-за наличия зон переплетения. В поиске решения этой проблемы в 1998 году в Нидерландах изобрели так называемое турбокольцевое пересечение. В отечественной практике его ещё называют «кольцевым пересечением спирального типа», что хорошо раскрывает его принцип.

Особенности турбокольцевых пересечений

Турбокольцевой перекресток – это современный тип кольцевого пересечения с повышенной пропускной способностью. Благодаря средствам разделения полос они устраняют зону переплетения и повышают эксплуатационную эффективность и безопасность перекрестков. Движение осуществляется вокруг центрального островка по спирали, с постепенным смещением траекторий с внутренней стороны наружу.

Направления движения по полосам турбокольца
Повышение пропускной способности достигается за счёт канализирования потоков и минимизации размеров конфликтных зон. Кольцевые пересечения обеспечивают принудительное снижение скорости движения автотранспорта, независимо от направления движения. Благодаря этому становится возможным организовать нерегулируемые пешеходные переходы – даже при большом количестве полос движения. В отличие от обычных кольцевых пересечений, водители должны заранее выбирать нужную полосу и больше её не меняют. Это позволяет избежать частых ДТП, характерных для обычных кольцевых развязок.
Из-за малой распространенности таких перекрестков в России это может стать и одним из минусов. Упуская из внимания необходимость перестроиться заранее, водители могут ошибаться с выбором полосы и пытаться перестроиться на кольце. Тут должны помочь специальные знаки "движение по полосам", физические разделители между полосами и, конечно, систематическая работа по информированию водителей.
К недостаткам турбоколец можно отнести и то, что такие пересечения сложны в проектировании и требуют высокой квалификации от инженеров и строителей.

Практика в регионах

В России такие развязки пока используются только точечно. В нескольких городах турбокольца организованы в качестве эксперимента, но уже показывают свою эффективность. Первый в России турбокольцевой перекрёсток появился в Чебоксарах летом 2018 года. В Москве уже насчитывается шесть турбоколец, последнее открылось в прошлом году в районе Некрасовки.

Но есть к ним и нарекания. Экспериментальные турбокольца устраивают путём преобразования из обычных колец с помощью разметки, и часть водителей эту разметку просто игнорирует. Пытаясь двигаться как привыкли, такие водители провоцируют хаос, ДТП и недовольство других участников движения. Полноценное же турбокольцо должно иметь центральный островок особой формы и физические разделители между полосами движения, чтобы движение было упорядоченным.
Турбокольцо в Москве
Ранее вступил в силу стандарт на кольцевые пересечения, который вызвал новую волну обсуждений и неоднозначную реакцию экспертного сообщества. ГОСТ Р 70555-2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения кольцевые. Правила проектирования» запрещает кольца более чем с двумя полосами вне населенных пунктов, распространяясь таким образом и на турбокольца. Как утверждается, сделано это на основании "категорической рекомендации ГУОБДД ВО МВД" в рамках общественных обсуждений.

Ситуацию комментирует главный инженер OTS Lab Дмитрий Баранов:

«На самом деле, требование о том, что на обычном кольце не должно быть больше 2 полос – вполне справедливое. При большем количестве полос водители слишком часто ошибаются при выборе траектории и перестроениях и устраивают мелкие ДТП. Но турбокольца – это совершенно иной вид пересечений с иными принципами организации движения. Общее в них лишь то, что все траектории огибают островок по центру. Но при этом водители заранее занимают нужную полосу и больше не перестраиваются. Таким образом, количество полос может быть любым».

Следует отметить, что ГОСТы, за исключением входящих в перечень обязательных к применению, являются рекомендательными документами, то есть применяются на добровольной основе. Однако в дорожной отрасли сложилась практика, когда в технических заданиях указывают ГОСТы, на основе которых контракты должны быть выполнены. А государственная экспертиза оценивает качество проекта исходя из его соответствия действующим стандартам. Фактически проектировщики вынуждены следовать действующим ГОСТам, независимо от их правового статуса. Как это скажется на судьбе турбоколец в России, покажет время.

Опыт планирования турбоколец OTS Lab

В рамках реализации проекта в Альметьевске в марте 2023 года мы провели микромоделирование перекрестков на улице Советская для поиска оптимального варианта её реконструкции. С учетом существующей и проектной интенсивностей движения наиболее эффективным вариантом реорганизации кольцевого пересечения с улицей Фахретдина стало турбокольцо.

Исходные данные:
  • Избыточный размер кольцевого пересечения.
Радиус рассматриваемого пересечения превышает 35 метров, соответственно перекресток занимает более 3500 квадратных метров городской территории.
  • Нарушение пешеходной связности.
Из больших размеров пересечения траектория движения пешеходов увеличивается в среднем более чем в 2 раза по сравнению с прямолинейным движением.
  • Разрыв зеленой зоны.
Рассматриваемое кольцевое пересечение разрывает зеленую зону вдоль улицы Советская, что затрудняет возможность реализации линейного парка.

Разработка решения:
Для оценки возможностей реорганизации были исследованы 4 варианта планировочных решений, включая существующее. С помощью имитационной микромодели специалисты OTS Lab оценили эксплуатационную эффективность пересечений с учетом существующей и проектной интенсивностей. В качестве альтернативы существующем кольцевому пересечению с большим радиусом были предложены кольцевое пересечение в форме эллипса, перекресток со светофорным регулированием и турбокольцевое пересечение.
Микромодель существующего положения
Микромодель турбокольца
Результат:
Наиболее эффективным вариантом реконструкции пересечения, с учетом решения вышеупомянутых проблем, стало турбокольцевое пересечение. При реализации этого варианта достигаются следующие эффекты:

  • снижение среднего времени прохождения перекрестка в 1,7 раза при существующих интенсивностях и в 3,2 раза при проектных;
  • снижение среднего времени ожидания на перекрестке в 3,3 раза при существующих интенсивностях и в 8,3 раза при проектных;
  • снижение средних потерь времени при прохождении перекрестка в 3,1 раза при существующих интенсивностях и в 7 раз при проектных.

Также вариант турболькольцевого пересечения является более экономичным, так как его реализация возможна за счет незначительных изменений существующего кольца. А низкая скорость и канализирование потоков позволяют организовать нерегулируемые пешеходные переходы – даже при большом количестве полос движения.

Close
Мы готовы ответить на ваши вопросы
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности