«Большой Урал»: развитие транспортной инфраструктуры для роста турпотока

Совместно с командой ПроГород и Strategy Partners мы работали над туристической схемой макротерритории "Большой Урал".

Цель проекта: разработка туристической схемы — отраслевого мастер-плана, включающего комплекс мероприятий по развитию туристической и сопутствующей инфраструктуры Свердловской и Челябинской областей, Пермского края и Республики Башкортостан.

Наша задача: проанализировать транспортную систему макротерритории в контексте туризма и разработать предложения по её развитию по видам транспорта: воздушному, железнодорожному, автомобильному, автобусному и водному.

Работа над проектом велась в консорциуме аналитиков, экономистов и архитекторов, что позволило обеспечить комплексный подход к достижению цели проекта.

  • Ключевые вызовы:
    1. Воздушный транспорт: перегруженность ключевых аэропортов (Екатеринбург, Челябинск, Пермь), дефицит внутренних авиарейсов между регионами макротерритории (существуют только рейсы из Екатеринбурга в Уфу и Магнитогорск).
    2. Речная инфраструктура: слабо развита инфраструктура для регулярного речного туризма. Нехватка речных маршрутов, связывающих ключевые точки макротерритории.
    3. Железнодорожное сообщение: низкая пропускная способность ж/д транспорта, дефицит межрегиональных связей, отсутствие скоростных поездов между столицами субъектов.
    4. Автовокзалы: изношенная инфраструктура автовокзалов, низкая частота рейсов и устаревший парк автобусов.
    5. Автомобильные дороги: перегруженные трассы между регионами; отсутствие объектов, предоставляющих качественный дорожный сервис.
    6. Покрытие территории сотовой связью: наличие зон с ограниченной сотовой связи и аварийно-опасных участков на туристических маршрутах.
Решение:
В рамках проекта необходимо было улучшить как внешние связи макротерритории с соседними и отдаленными регионами России, так и внутренние связи четырех субъектов, входящих в макротерриторию. Решения с одной стороны должны были инфраструктурно обеспечивать возрастающий турпоток на макротерриторию, с другой стороны сами способствовать росту турпотока за счет предоставления новых транспортных связей и сервисов. По итогам анализа существующих транспортных связей, распределения турпотока по видам транспорта, были выявлены ключевые направления развития и точки роста для повышения туристической привлекательности макротерритории.
  • Наши главные предложения:
    Воздушный транспорт
    • Запуск авиамаршрутов по 5 новым направлениям в города с населением более 1 млн человек
    • Повышение пропускной способности аэропортов Екатеринбурга, Челябинска и Перми
    • Запуск регулярных внутренних рейсов по направлениям: «Уфа — Пермь», «Уфа — Челябинск», «Пермь — Челябинск»
    Водный транспорт
    • Запуск 3 новых речных маршрутов к достопримечательностям
    • Строительство 4 новых причалов на реке Белой
    Железнодорожный транспорт
    • Электрификация железнодорожных веток Сысерть — Верхний Уфалей — Челябинск и Улукулево — Салават
    • Ввод маршрута легкорельсового транспорта «Аэропорт Большое Савино — ТПУ Пермь-2»
    • Запуск скоростного электропоезда Екатеринбург — Челябинск, расширение регулярного маршрута Уфа — Магнитогорск
    • Перевод электропоезда до аэропорта Кольцово (Екатеринбург) в аэроэкспресс с интеграцией в автобусные маршруты
    Автобусный транспорт
    • Реконструкция автовокзалов в Челябинске и Уфе для повышения качества обслуживания пассажиров
    Дорожная сеть
    • Реконструкция и ремонт 1 337 км автодорог
    • Устранение 42 аварийно-опасных участков
    • Создание 13 многофункциональных зон дорожного сервиса на федеральных трассах
    • Размещение 31 объекта дорожного сервиса на туристических маршрутах (заправки, зоны отдыха, СТО, кафе)
    • Ликвидация «зон с отсутствием сотовой связи на пути к ключевым достопримечательностям
  • Ключевые показатели проекта к 2035 году:
    +11 млн человек дополнительного охвата авиатранспортом за пределами макротерритории
    +20% к суммарной пропускной способности аэропортов — до 20 млн пассажиров в год
    110 тыс. пассажиров в год на новых речных маршрутах — толчок к развитию речного туризма в Пермском крае и Республике Башкортостан
    +42 тыс. человек в сутки — рост провозной способности железнодорожного транспорта
    +5% — увеличение протяжённости электрифицированных путей
    4 обновлённых автовокзала — улучшенный уровень сервиса на более чем 660 рейсах в день
    1 230 новых междугородних автобусов

    Дополнительные эффекты:
    • Сокращение времени в пути между населенными пунктами маркротерритории, а также между туристическими объектами:
    1. Екатеринбург — Челябинск: минус 1,5 часа благодаря электрификации железнодорожных веток
    2. Уфа — Оренбург: минус 1 час.
    3. Уфа — Пермь: прямой авиарейс вместо 7-часовой автомобильной поездки.
    • Рост комфорта поездок: модернизированные автовокзалы, обновленный подвижной состав, создание зон дорожного сервиса.
    • Повышение безопасности: реконструкция дорог, устранение аварийных участков
Проект туристической схемы «Большого Урала» — это не просто обновление инфраструктуры, а комплексное переосмысление логистики передвижения по территории с уникальным природным, культурным и туристическим потенциалом.

Схема свяжет ключевые точки региона, сделает путешествия комфортнее, безопаснее и быстрее, а значит — приблизит «Большой Урал» к каждому путешественнику.
Аналогичные реализованные проекты: