Исследование потенциальных маршрутов магистрального общественного транспорта в Санкт-Петербурге

Это исследование – студенческая работа, выполненная под руководством сотрудников OTS Lab. Автор исследования – Артём Васин.
Одна из общепринятых классификаций делит общественный транспорт на магистральный и подвозящий типы. Магистральный — это скоростной транспорт с коротким интервалом движения, перевозящий пассажиров на большие расстояния. Такой транспорт способен обслуживать высокий пассажиропоток. Подвозящий транспорт в соответствии со своим названием обслуживает локальные территории и не обязательно работает регулярно.

В ходе исследования проверялась гипотеза о том, что новые магистральные маршруты общественного транспорта в Санкт-Петербурге, организованные на основе существующих маршрутов, были бы популярны у пассажиров. А поскольку новые маршруты будут скоростными, их востребованность будет означать сокращение времени в пути пассажиров, повышение комфорта и удобства общегородских пассажирских перевозок. Это особенно актуально для пассажиров, ежедневно пользующихся общественным транспортом. Также это привлечёт новых пассажиров, ранее предпочитавших передвигаться на личном транспорте.

Для решения задачи использовался пакет minibus инструментария MATSim. В исследовании использована мультиагентная транспортная модель, разработанная OTS Lab. Модель отражает актуальный транспортный спрос Санкт-Петербурга. В ходе моделирования с помощью эволюционных алгоритмов была получена схема направлений, по которым передвигается максимальное количество горожан, не считая учтённые линии метрополитена. Согласно данным моделирования на выявленных направлениях совершается около 10% всех транспортных корреспонденций города. Эти направления являются приоритетными для экспертной оценки и последующих трассировки и планировании на основе них новых магистральных маршрутов. Так как такие маршруты будут иметь максимальный пассажиропоток.
Направления с наибольшим транспортным спросом по результатам моделирования
Два наиболее приоритетных направления были рассмотрены подробнее. На основе первого была выполнена трассировка маршрута «А» из Парнаса в Кудрово. Это хордовый маршрут с севера на восток города длиной 30 км, по которому предполагается запуск скоростного трамвая. Маршрут связывает станции метрополитена «Парнас», «Проспект Просвещения», «Гражданский проспект», «Проспект Большевиков», станцию железной дороги «Ручьи», а также трамвайные сети различных районов города. Такой маршрут создаст устойчивые транспортные связи между районами. Обе конечные станции маршрута находятся в новых жилых массивах с высокой плотностью населения (город Кудрово, территория МО Парголово), недостаточно обеспеченных общественным транспортом.

Существующие трамвайные маршруты, частично проходящие по трассе маршрута «А», предлагается реорганизовать. Для этого были составлены соответствующие рекомендации, основанные на спрямлении траекторий существующих маршрутов и уменьшении интервала движения. В случае такой реорганизации некоторые пассажиры могут лишиться своих привычных маршрутов, но появится возможность добраться до пункта назначения с помощью пересадки на скоростной транспорт, время ожидания которого незначительно.
Маршрут А. Трассировка
Также было рассмотрено второе по популярности направление и выполнена трассировка маршрута «Б» от станции метрополитена «Ленинский проспект» до города Кудрова. Это хордовый маршрут длиной 18 км. По нему предполагается запуск скоростного троллейбуса, что позволит использовать существующую инфраструктуру Горэлектротранса. Маршрут «Б» связывает все линии метрополитена и железной дороги, проходящие из центра города в южном направлении (станции метрополитена «Ленинский проспект», «Московская», «Проспект Славы», «Ломоносовская», станции железной дороги «Ленинский проспект», «Проспект Славы», «Сортировочная»). Также как и для маршрута «Б» были составлены рекомендации по реорганизации троллейбусных маршрутов, проходящих по трассе нового маршрута «Б».

Таким образом, организовывая новые магистральные маршруты в Санкт-Петербурге, в том числе и по выполненным трассам «Парнас — Кудрово», «Ленинский проспект» — Кудрово», можно улучшить качество пассажирских городских перевозок.
Маршрут Б. Трассировка
Write Close
Close
Мы готовы ответить на ваши вопросы
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности