Прогнозирование спроса на платную дорогу во Владивостоке

Для города Владивостока разработаны новые документы транспортного планирования, работы выполнило АО "ЛАНИТ". В рамках этих работ компания OTS Lab провела анализ планируемой к строительству Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД).
ВКАД город закладывал в генплан ещё в 1970-х годах. Сегодня в очередной раз встаёт вопрос: нужна ли Владивостоку платная дорога, решит ли она транспортные проблемы города, будет ли экономически эффективной и принесёт ли больше пользы, чем вреда?
Задачи OTS Lab в этом проекте – спрогнозировать пассажиропоток и выручку от эксплуатации дороги, выяснить, какой тариф будет оптимален для города, предоставить данные для финансовой модели и дать рекомендации относительно предложенных трассировок дороги.

На основе данных обследований и социологического опроса была создана мультиагентная модель Владивостока.

Чтобы правильно задать в модели стоимость времени, мы собрали репрезентативную выборку водителей и провели отдельное социологическое исследование. Транспортная модель калибровалась на основе замеров интенсивности движения.
На основе данных обследований и социологического опроса была создана мультиагентная модель Владивостока. Чтобы правильно задать в модели стоимость времени, мы собрали репрезентативную выборку водителей и провели отдельное социологическое исследование. Транспортная модель калибровалась на основе замеров интенсивности движения.

В прогнозную модель мы внесли три трассировки ВКАД, которые рассматривает город – мост на о. Елены, полная трассировка с прохождением трассы по побережью и с прохождением в тоннеле. Для каждой трассировки мы посчитали множество вариантов с разным тарифом на проезд по платной дороге и выявили тот, что даст максимальную выручку.
Транспортная модель показала, что при оптимальном с точки зрения выручки тарифе дорога будет работать неэффективно на части участков. Более низкий тариф (или даже бесплатный проезд) повысит интенсивность движения, хотя и не на всех участках. Однако проблему перегруженного транспортом проспекта 100-летия Владивостока и других улиц ВКАД не решит ни при каком тарифе. А при прохождении трассы по побережью будет занято ценнейшее городское пространство, которое можно использовать для рекреации. К тому же не следует забывать, что новая скоростная дорога в городе часто приводит к индуцированному спросу: таким образом на улицах и так перегруженного машинами Владивостока станет только ещё больше автомобилей.

Мы рекомендовали Владивостоку отказаться от планов строительства ВКАД, проходящей как по побережью, так и в тоннеле. Первый этап строительства – мост на о. Елены – может быть реализован только при условии активной застройки островов Елены и Русского, а также реализации планов по выводу грузового потока из города, то есть введения строгих ограничительных мер. Для решения проблемы перегрузки улиц автомобильным транспортом мы, как и разработчики документов планирования, рекомендуем развитие общественного транспорта и пешеходной среды, так необходимых Владивостоку.